В 2023 году АНО «КультПроСвет» реализовало следующие тематические проекты, целевая аудитория которых – дети.
1. Проект «Школа чтения» (реализация за счет собственных средств и ресурсов, предоставленных партнерами). Основной партнер – Мордовская республиканская детская библиотека. Количество представителей целевой группы, охваченных проектом, - 69 чел. Суть проекта - способствовать возрождению в обществе ценности книги и чтения. Мероприятия ориентированы как на детей, так и на их родителей, призваны стимулировать интерес к книгам и другим документальным источникам информации. К проекту подключились специалисты библиотечной сферы, работающие с детьми, педагоги, психолог. Важная часть проекта – исследовательская. В формате устного опроса выяснили у родителей дошкольников, каковы литературные предпочтения в семье, узнали, как они видят путь, помогающий приобщить детей и взрослых к «вкусному и здоровому чтению» - то есть, книгам, периодике, которые не поставляют инфомусор, а помогают личности развиваться, организовать содержательный и интересный досуг за чтением. Также в сотрудничестве с МРДБ мы провели исследование возможностей краеведческой литературы в приобщении детей к книге и чтению. С ними в рамках проекта проводились мероприятия, направленные на изучение мордовской литературы и фольклора. Мы знакомили младших школьников с мордовскими народными сказками и главными персонажами, тем самым приобщая к национальной культуре, помогая развивать речь и словарный запас детей. В исследовании мы опирались на работу Т. Г. Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования». Его цель - выявить возможности ресурсов краеведческой литературы как средства воспитания юных читателей.
В рамках педагогического исследования мы провели эксперимент, в котором приняли участие 83 обучающихся шестых классов СОШ № 35 г.о. Саранск. Целью стало изучение опыта чтения краеведческой литературы детьми на уроках «Истории культуры мордовского края» и определение актуальных направлений его совершенствования средствами технологий чтения.
Чтобы изучить, что читают школьники, мы применили диагностический комплекс методик: анкетирование, наблюдение, тесты достижений. Выяснили, что, несмотря на чтение краеведческой литературы, любовь к истории мордовского края, как малой родины, у современных детей отсутствует мотивация для развития читательских компетенций. Они учатся, читают краеведческую литературу, выполняют задания для отметок. В тесты достижений мы включили вопросы и задания на определение уровня усвоения обучающимися учебных знаний по предмету «История и культура мордовского края», сформированности межпредметных связей. Результаты тестов показали низкий уровень компетентности в сфере самообразования. Отсутствие мотивации к обучению подтверждается низкими результатами тестов достижений.
Наблюдение показало, что у обучающихся присутствуют речевые ошибки. Но в то же время, большая часть наблюдаемых неравнодушна к полученной информации о событиях, связанных с историей родного края, к своему отношению к прочитанному.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость обогащать опыт чтения краеведческой литературы на уроках «Истории и культуры мордовского края».
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, целями которого было:
• обогатить опыт чтения краеведческой литературы на уроках «Истории и культуры мордовского края» с использованием различных методов и приемов по работе с текстами краеведческой тематики;
• выявить потенциал используемых методик в формировании патриотических качеств юных жителей Саранска.
Была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и в формирующем эксперименте. В результате отмечен рост интереса к чтению краеведческой литературы, дети стали лучше знать традиции мордовского края, интересоваться ими, расширился круг чтения краеведческой литературы.
Эксперимент показал, что мы можем влиять на:
• круг чтения краеведческой литературы современных детей;
• способы чтения краеведческой литературы;
• активность детей на уроке.
В процессе чтения у ребенка улучшаются знания по предмету, он лучше понимает прочитанное. Таким образом, можно сказать, что положительный опыт чтения краеведческой литературы у современных детей есть. Необходимо расширять его, активнее вовлекать детей в процесс чтения, обсуждения литературы, самим развивать литературное мастерство, в качестве примера, источника вдохновения используя указанный репертуар. Это повысит и интерес к школьному предмету, вовлеченность детей в активное познание истории и культуры родного края.
В рамках проекта с руководителями детского чтения обсуждались разные форматы текстов, актуальные для современных юных читателей. Поскольку их восприятие реальности основано на визуале, наглядности, необходимо серьезно отнестись к таким жанрам литературы, как виммельбух, манга, «тихие» книги (которые не являются новшеством в XXI веке, а появились в отечественном книгоиздании больше ста лет назад). Собственно, на визуальном сторителлинге строится общение с книгой в раннем возрасте, и дидактический потенциал такой литературы очень высок. Об этом говорилось, в частности, на одном из занятий для родителей, которое было посвящено манге. С ними обсуждали, подходит ли жанр для детского чтения, не перестанут ли дети читать книги из-за этого увлечения. В итоге пришли к выводу, что увлечение мангой — это в первую очередь способ социализироваться – поклонники жанра находят друзей, общаются, выражают своё мнение, занимаются вместе косплеем. И этот механизм можно использовать, как способ мотивировать ребенка к чтению – собирая группы по интересам и стимулируя словесную активность на основе манги (через упражнения «Расскажи историю», «Сочини альтернативный финал», «Представь словесный портрет героя» и др.). Еще одно занятие, цель которого – работа с мотивацией, было посвящено тайм-менеджменту и работе с аргументом «не читаю, потому что нет времени». С учащимися МОУ «Лямбирская СОШ №1» говорили о базовых приемах тайм-менеджмента для детей, которые помогут лучше планировать свое время дома и на учебе, меньше уставать и больше успевать: учились «увидеть» цель; рисовали карту желаний; планировали свои дела. В результате школьники увидели основных «пожирателей времени», которые мешают и учебе, и досугу, поняли, что даже выделив немного времени книге, можно не только прочитать значительное количество литературы, но и преуспеть в учебе по разным предметам, а следовательно – развиваться в разных направлениях. Так подросткам заложили в сознание установку, что активная интеллектуальная деятельность во время чтения поможет им состояться как личности, а это – весомый аргумент в приобщении к книге.
Качественные результаты проекта зафиксированы совместно с партнером – библиотекой. У участников расширился круг чтения, они стали чаще приходить за литературой на абонементы и в читальный зал, интересоваться мероприятиями, связанными с краеведением. Вместо 1-2 названий по школьной программе они стали запрашивать 5-6, среди которых как произведения из курса литературы, так и книги, выбранные ими самостоятельно. Книги стали читать интенсивнее – если раньше продлевали абонемент минимум дважды, то практически половина участников проекта стала возвращать их в пределах установленного 2-недельного срока и раньше.
2. Теремок - Библиотека детского театра (БДТ)
Проект реализуется с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив (победитель первого конкурса 2023 г. ПФКИ). Объем поддержки - 499 784 р., софинансирование - 615 000 р. - Срок действия проекта – до 30 июня 2024 г. Партнеры: Мордовская республиканская детская библиотека, Государственный театр кукол РМ, СОШ №39 г.о.Саранск. К работе привлечены также преподаватели - заслуженная артистка РМ Е. В. Романовская (цикл мастер-классов по актерскому мастерству), психолог Г. Илюшова (цикл занятий по развитию эмоционального интеллекта «Азбука эмоций»). Участники проекта – 30 детей, учащиеся 4 класса СОШ №39.
Проект направлен на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста через цикл занятий с психологом «Азбука эмоций», мастер-классы по актерскому мастерству и инсценировки русских народных сказок «Теремок», «Каша из топора», «Морозко». Детям в них отведена роль главных действующих лиц, оригинальные сценарии по мотивам сказок разрабатываются силами библиотекарей, также они организуют репетиционный процесс. В 2023 году состоялась премьера первого из трех спектаклей – «Теремок». Она прошла дважды – на сцене театра кукол и в библиотеке. Количество зрителей, которые посетили все спектакли составило – 576 человек. Была организована онлайн-трансляция премьеры на портале PRO.Культура.РФ, количество просмотров - 14523
Мероприятия проекта, во время которых дети постигали основы актерского мастерства, работали с психологом и знакомились с народными традициями, фольклором, календарно-обрядовыми праздниками, помогли развить личные качества, расширить кругозор и раскрыть творческие способности. Уже после первых занятий со специалистами по «Азбуке эмоций» и основам актерского мастерства удалось добиться положительных изменений в эмоциональной сфере детей-участников проекта, которые прогнозировались при планировании качественных результатов проекта. Они углубили знания о спектре человеческих эмоций и научились распознавать их у окружающих, повысив тем самым уровень эмоционального интеллекта. С первых занятий с психологом участники целевой группы пополнили «арсенал» выразительных средств (мимика, работа с голосом, язык тела), помогающих выразить определенное настроение. Группа детей, у которых перед началом проекта была самая сложная ситуация (в силу особенностей характера отмечался самый минимальный уровень внешних проявлений), продемонстрировали заметные улучшения: мимика, интонации и артикуляция стали более открытыми и смелыми, ушла зажатость в теле. Родители этих детей после первого спектакля в индивидуальных беседах отмечали, что не ожидали такой живости и открытости от ранее очень скромного и стеснительного ребенка.
Занятия по актерскому мастерству и репетиции спектакля помогли закрепить знания о спектре эмоций как способе передать свои чувства и переживания и распознать их в других. На этих занятиях дети из целевой группы получили первые навыки театрального мастерства и смогли сформировать представление о том, как актеру помогают знания человеческой психологии (в данном случае – развитый эмоциональный интеллект). Частично освоили приемы сценической работы, углубили знания об искусстве театра, о специфике театра кукол и о том, как развитая эмоциональная сфера помогает актеру-кукловоду создать яркий характер персонажа, притом что сам он остается в тени: это способы передать чувства и эмоции голосом, жестами.
В репетиционном процессе участники целевой группы закрепляли полученные на занятиях со специалистами знания и умения, учились применять их на практике – в театрализованном действе. Выступление показало, что, хотя у детей работа над развитием эмоциональной сферы не завершена, они уже уверенно пользуются инструментарием, могут импровизировать по ходу действия, если возникает необходимость. Так, в игровой манере одна из участниц спектакля привела в порядок упавший реквизит. Это говорит о повышении уверенности в себе, определенных результатах работы над собой, которую дети-участники проводили под контролем взрослых, поскольку на стадии подготовки непредвиденные ситуации вызывали у участников целевой группы смущение и неловкость.
Мероприятия цикла о важных этапах народного календаря помогли детям углубить знания о традициях народа, о том, как предки объясняли явления окружающего мира, как это отражалось в произведениях устного народного творчества. Целенаправленное изучение жанров фольклора помогло отследить преемственность духовных ценностей, перенятых современными поколениями от предков, уяснить, что вдумчивое отношение к произведениям фольклора помогает «оживить» историческое прошлое. Это, с одной стороны, способствовало более вдумчивому отношению к материалу, а с другой – стимулировало творческую активность, поиск новых красок в изображении персонажей.
Всего в отчетном году проведено 57 мероприятий.
В качестве литературной основы проект сопровождает выставка изданий народных и авторских сказок из фондов Мордовской республиканской детской библиотеки «Что за прелесть эти сказки». Она размещается в фойе театра кукол, после премьеры третьего спектакля продолжит экспонироваться в библиотеке. За все время работы выставки ее посетили 302 человека.